Уникальная разработка российских инженеров, катамаран, работающий на электродвигателях и солнечных батареях, отправился в экспедицию по рекам России. Экспедиция «Эковолна» проходит в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» дорожной карты Маринет Национальной технологической инициативы.

Катамаран на солнечной энергии отправился по маршруту Санкт-Петербург – Великий Новгород – Москва – Астрахань.

Экспедиция следует по водным путям России от Балтийского до Каспийского моря по рекам: Нева, Волга, Ока.

Длина маршрута – более 5000 километров.

Продолжительность – более 90 дней.

Охват – 20 регионов России с общей численность более 60 млн. чел.

На судне четыре каюты, где могут разместиться восемь человек. Постоянный профессиональный экипаж: капитан, матрос, представитель оргкомитета. Остальные места в команде  будут занимать пассажиры из разных городов маршрута, поочередно меняясь в портах. Среди них: ученые, экологи, инженеры, партнеры экспедиции, студенты и победители отборочных туров конкурса. О жизни на катамаране, ежедневных открытиях и ходе научных исследований ведется видеотрансляция в сети интернет.

Большинство комплектующих на судне – российского производства: солнечные панели произведены компанией «Хевел» (Новочебоксарск), аккумуляторы – компанией «Лиотех» (Новосибирск), электроника – «Микроарт» (Москва).  Разработчиком технологии солнечных элементов и модулей является «НТЦ тонкопленочных технологий в энергетике».

В рамках экспедиции проводится обширная научно-исследовательская работа в сотрудничестве с ведущими вузами страны МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, Институт географии РАН, которые по результатам изучения гидрохимических характеристик и качества воды по маршруту экспедиции, построят интерактивную экологическую карту. Помимо вузов в экспедиции участвует организация PORT 78, которая разработала методологию исследования инфраструктуры портов. Запланирован проект «Современная жизнь судостроения» по пути маршрута, направленный на актуализацию состояние верфей.

Более чем в 40 городах по пути следования проводятся пресс-конференции; встречи со студентами, школьниками и местными жителями. Все желающие смогут осмотреть уникальное судно, узнать о возможностях и перспективах экологически чистых источников энергии на водном транспорте, инновационных разработках в области экологии и судостроения.

В 14 городах маршрута пройдет научно-технический фестиваль «Эковолна», в рамках которого будут организованы мероприятия в области экотехнологий:

  • научно-популярные лекции;
  • мастер-классы;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • квесты.

Организаторы проекта утверждают, что в случае успешного завершения экспедиции, уже скоро экологичные суда, построенные по технологиям, использованным в катамаране, могут появиться в крупных городах страны. «В сентябре, к концу экспедиции, мы планируем запустить пилотный проект речных трамваев на 30 мест. Они будут построены на базе катамарана на солнечных батареях. Стартовой площадкой станут Москва и Санкт-Петербург», – рассказал руководитель экспедиции  Евгений Казанов.

Подобное событие – впервые в новейшей истории России, и оно символично. В 1703 году указом Петра Первого началось строительство Вышневолоцкой водной системы – основной судоходной речной артерии, которая соединила бассейны Волги и Балтийского моря. Петр верил, что ее создание расширит возможности для Российской Империи в военно-транспортном и торгово-экономическом направлениях.

Сегодня, 315 лет спустя, инновационный солнечный катамаран пройдет по этому историческому пути от Санкт-Петербурга до Астрахани, соединив в себе идеи великого государя, устремления к развитию высоких технологий и бережное отношение к природному достоянию страны.

“Наша экспедиция призвана содействовать формированию экокультуры и бережного отношения населения к водным ресурсам России. Мы верим, что наше научно-просветительское путешествие не только привлечет внимание общественности, но и актуализирует вопрос развития внутреннего водного транспорта, речной инфраструктуры и экотуризма”, рассказывает руководитель экспедиции, директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» Евгений Казанов.